Двадцать лет подряд Российская Федерация и Путин самоутверждались за счет того, что позволяла себе поведение гопника из подворотни, оказавшегося в приличном обществе.
Ясно, что сначала гопничали и хамили по мелочам, прощупывая, что пройдет, а за что дадут по рукам. Но с течением времени, убеждаясь, что по рукам никто серьезно не дает, а дивиденды от такого поведения все более внушительные – путинская администрация только расширяла границы дозволенного каждый раз все уверенней переступая как через рамки приличий, так и через нормы международного права.
В этом нет ничего удивительного, любая структура, выстроенная по принципу мафиозного клана должна так себя вести, иначе рядовые члены банды перестанут уважать руководство.
То ли дело пресловутые западные демократии во главе с США. Там политики вообще никого не видят, кроме собственных избирателей. И если избиратели в большинстве своем или не интересуются каким-то хулиганом, который дебоширит в соседнем дворе, или помнят, как их учили, что этот гопник на самом деле хороший хлопец. Ему просто надо дать шанс и он научится прилично себя вести. Или же просто краем уха слышали (из русской пропаганды) о том, что не все так однозначно. Просто эту шпану не понимают, что ее жертвы тоже не ангелы, – то и политики относятся к каждой очередной его выходке как к чему-то несущественному. Подсознательно, они следуют завету Эразма Роттердамского. Последний учил, что бывают некоторые заблуждения, которые приносят меньше вреда, если их не замечать, чем если их искоренять.
Изменится такая ситуация может лишь в том случае, когда западные обыватели, получая ежедневную информацию о новых, все более наглых выходках соседского «бандюка» не сформируют устойчивое мнение, отражающее реальное положение дел. И тогда они начнут смотреть на своих политиков не как на снобов, которые выдвигают нереальные требования к хорошему, пусть и неуклюжему, мальчику, а с немым вопросом – «И долго вы еще собираетесь все это терпеть?»
Когда-то, в тридцатые годы 20 века такая же история дошла до своего логического конца, когда Великобритания и Франция объявили войну Германии за действия, которые с точки зрения Гитлера ничем не отличались от того, что он делал раньше и что сходило ему с рук. Тогда весь свой репутационный путь от подающего надежды нового политика, который сделает, наконец, Германию равноправным и уважаемым членом клуба великих держав, до исчадия ада Гитлер прошел за пять лет.
Сейчас времена и возможности изменились. Да и современная Россия – это не страна первого мира, к которой приковано всеобщее внимание, как это было с Германией 30-х. Это страна третьего мира, занимающая умы западного избирателя несравненно меньше. Поэтому и время, необходимое для того, чтобы занять подобающее место в мировом общественном мнении требуется больше.
Однако нет ничего, с чем не справились бы самопровозглашённые старшие братья. И, судя по всему, они своего добились. На них стали таки да, серьезно обращать внимание. Американский Президент уже не отмахивается от Москвы, как от назойливой мухи, подобно своим предшественникам. Он, судя по всему, решил, что Путин заслуживает серьезно игры, и что эта игра может принести ему (Байдену) электоральные дивиденды.
И дело здесь не в том, что Байден публично назвал Путина убийцей. И не в том, что американские генералы в очередной раз пообещали помощь Украине, а в изменившемся темпе игры. Все последние двадцать лет Россия была инициатором и ведущим игроком в отношениях с Европой и США. Последние лишь отвечали на ее действия. В последние же месяцы игра в этом смысле идет как минимум на равных. Байден обзывает Путина. Он отказывается говорить с Путиным, ссылаясь на занятость. Байден приглашает Путина на международный саммит по климату. Американский президент звонит Зеленскому. Потом он звонит Путину, и обещает ему встречу. На следующий день глава Белого Дома объявляет чрезвычайное положение в связи с русской угрозой и объявляет санкции против России.
Пока, что нельзя сказать, что инициатива перехвачена. Исход всей партии далеко не решен, однако с большей или меньшей степенью уверенности можно говорить о том, что активность Белого дома существенно ограничивает свободу действий Кремля. Ему все чаще приходится отвечать на неожиданные выпады, а не наслаждаться привилегированным положением бандита, с которым никто не хочет связываться.
Детальнее можно ознакомиться по ссылке: https://bit.ly/3ed1zqt
Малеев Константин,
глава агентства политического консалтинга
«Перспектива»